четверг, 26 сентября 2013 г.

Диатонические секвенции[1]

Секвенция(лат.-следование) - перенос на другую высоту какого-либо мелодического или гармонического оборота. Оборот, лежащий в основе секвенции называют мотивом. При перемещении мотива образуются звунья секвенции.
В музыке секвенция получила очень широкое распространение в самые разные эпохи, т.к. она играет в музыкальной форме разработочно-вариационную роль, является динамическим фактором развития.

В музыкальной форме секвенцию можно встретить на самых разных участках развития: на кульминациях, в развивающих разделах. В более редких случаях секвенция возникает в начале способом создания напряжения(классицизм, барокко), в других случаях в секвенции подчеркивается красочное начало - колористичность, например, это качество свойственно импрессионистам(Равель Повано).
Секвенция может определяться:
1. по направлению - восходящая, нисходящая
2. по интервалу перемещения(шаг) - по б2, б3, 4-5. Шаг может быть переменным. Наиболее мягкий - по терциям.
3. по тональному признаку - делится на 2 вида: а)диатоническая(тональная), б) хроматическая(модулирующая)
Секвенция вне зависимости от вида может быть строгой или свободной.

Диатонической называется секвенция, все звенья которой идут в одной тональности, но построенные на других ступенях лада. Особенность такой секвенции в том, что функциональное отношение внутри звена не сохраняются, но им уподобляются переменные функциональные отношения, которые образуются между аккордами(T-S, II-V, III-VI)
При повторении звена интервальное строение аккорда изменяется.
Функциональные связи между звеньями отсутствуют, по-этому голосоведение в звене секвенции сохраняется, а между звеньями оно может отсутствовать.
Допускаются параллелизмы!
Возможна неразрешенная септима.
Отсутствие голосоведения разрешается.
Наиболее распространенной диатонической секвенцией является золотая секвенция.
В основу такой секвенции положен мотив из 2х звеньев, который опирается на оборот T-S, D-T, который перемещается по ступеням вниз.
T-S
VII-III
VI-II
D-T
S-VII
III-VI
II-V
T-S
Эта секвенция появилась сначала в миноре. При этом начальное и конечное звено секвенции используется в гармоническом миноре, а серединные звенья - в натуральном миноре.
Затем секвенция появилась и в мажоре. Такая секвенция может опираться на трезвучия, септаккорды, нонаккорды.
Если в основу звена диатонической секвенции положен оборот T-D и он перемещается по терциям вниз, тогда на стыке звеньев секвенци образуется прерванный оборот.
Диатоническая секвенция образуется так же при движении параллельными секстами. Голосоведение в подобном обороте аналогично фригийскому: терция вниз, прима навстречу, приэтом попеременно удваиваются основной, терцовый и квинтовый тона. Последнее звено секвенции может быть неточным, его изменение приспособлено к последующему развитию.
При движении секвенции надо помнить, что секвенция может начинаться с любого оборота, но в завершении наиболее желательно использовать D-T илиII-D.
Наиболее часто секвенция помещается во втором предложении, при этом она может вызывать расширение периода.

2 комментария:

  1. Отправьте корректора на правку текста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может быть, отправить текст на правку корректору?? )))

      Удалить