четверг, 29 августа 2013 г.

Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды

Квартсекстаккорд - второе обращение трезвучия с квинтовым тоном в басу. При изложении его бас удваивается.
Из-за функциональной неопределенности этого аккорда, в практике классической гармонии в свободном гармоническом движении он не применяется, а используется в качестве проходящего или вспомогательного созвучия.


Проходящие 6/4 - это 6/4, помещенный:
1. на слабой доле такта
2. при поступенном движении баса
3. Между 5/3 и 6 одной функции
Такая последовательность из 3х аккордов называется проходящий оборот.
Проходящий 6/4 самостоятельного значения не имеет и подчиняется функции окружающих его аккордов. Благодаря этому проходящий оборот образует единую функциональную зону, его не желательно располагать через тактовую черту.
Плавное голосоведение.
Характерно для проходящего оборота.
а) бас идет поступенно вверх/вниз
б) один из верхних голосов, чаще сопрано, в противоположном ему направлении.
в) один голос на месте, оставшийся голос делает ход на секунду вниз и обратно

В 6/4 возможно удвоение не только основного тона, но и квинтового. Благодаря этому один из голосов меняет свое движение - идет на секунду и терцию. Скачки в проходящем обороте крайне редки.
Использование проходящего оборота способствует связанности гармонического движения и обеспечивает широту движения.
Мелодическим признакам проходящего оборота является поступенное движение I-II-I; IV-V-VI(в обе стороны) и I-VII-I; IV-III-IV(в порядке).

Вспомогательные 6/4
Вспомогательный 6/4, помещенный 1) на слабой доле такта, 2) на выдержанном басу, 3) между двумя трезвучиями одной функции.
Если проходящие обороты с 6/4 типичны для середины построения, то вспомогательные - более типичны для каденций, т.к. подчеркивает остановку движения.
В серединной каденции встречается вспомогательный оборот D-T6/4-D. Дополнительная плагальная каденция, чтобы расширить заключительную Т: T-S6/4-T.
Существует три вида голосоведения для вспомогательного оборота.
1. Бас и его удвоение остаются на месте, оставшиеся голоса делают ход на ум2 вверх и вниз параллельными терциями.

2. Три верхних голоса идут в одном направлении плавно без смены расположения.

3. Редко во вспомогательном обороте возникают скачки

*Аналогично: скачки иногда возможны и в проходящих оборотах.

Чтобы построить S6/4 после неполной Т, следует в одном из верхних голосов сделать ход на ум3 вниз от I ступени.
Иногда вспомогательный оборот встречается в начале периода при показе тональности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий