вторник, 24 сентября 2013 г.

Вводный септаккорд

Септаккорд, построенный на VII ступени называется вводным септаккордом. По строению он бывает Умвв7(м3+м3+м3) и Мвв7(м3+м3+б3).
Венские классики использовали преимущественно Умвв7. Мвв7 вошел в практику у романтиков.
Это созвучие отличается напряженностью, т.к. в его состав входят все неустойчивые звуки лада.

1. Разрешается в аккорды Т на основе ладового тяготения. (с удвоением терцового тона)
VII7 - T5/3(+3)
VII6/5 - T6(+3)
VII4/3 - T6(+3)
VII2 - T6/4(+3)
Удвоение терции необходимо, чтобы избежать параллелизмов.
Голосоведение: прима и терция идут вверх, квинта и септима - вниз.
VII2 в свободном гармоническом движении не используется, т.к. разрешается в Т6/4, по-этому он переходит в К6/4 или в проходящий Т6/4. Это самый малоупотребимый из всех вводных.
VII7, VII4/3 и VII2 могут разрешаться в аккорды Т без удвоения терцового тона, при условии: это возможно, если терцовый тон аккорда расположен выше септимы, тогда при разрешении возникают параллельные ч4.
При разрешении VII4/3 и VII2 возможно скачковое разрешение в Т с терции VII на квинту Т. Скачок со II - V ступень(при условии, что это не VII7)
2. VII7 с обращениями может разрешаться в Т внутрифункционально - через D7 и обращения. При этом не следует делать синкопы
По схеме круга:
Такое разрешение производит впечатление задержания.
3. Приготавливается VII7 с обращениями аккордами T, S, D(S, S6, II, II6, II7 с обращениями).
Соединение с Т - мелодическое, из-за отсутствия общих звуков.
После S-гармонии различных видов септима обычно приготовленная.
Переход II7 в VII7 происходит по схеме круга.
4. При участии VII7с обращениями образуются проходящие обороты однородного и смешанного вида.
В редких случаях VII2(VII4/3) могут готовить K6/4.
VII4/3, бас которого опирается на IV ступень является бифункциональным созвучием - соединяет в себе два звука D и два звука S. Вследствие этого VII4/3 может применяться в дополнительной плагальной каденции при окончании периода с разрешением в Т5/3.
При этом бас VII4/3 разрешается скачком в Т.
5. Перемещения VII7 с обращениями осуществляется при условии, что септима остается на месте или взаимно меняется местами с квинтой.
При перемещении VII6/5 и VII4/3 возможен взаимный обмен основного тона и септимового, т.к. при этом ,6 переходит в м3.
При перемещении VII7 и обращений возможно заполнение терцовых промежутков между тонами поступенным движением.
При разрешении II7 с обращениями в VII7, а так же VII7 с обращениями в D7 (II7 - D7) возможно взаимное перемещение общих звуков аккорда.
II переходит в D по схеме круга:
Но при взаимном перемещении звуков аккорда возможны и другие варианты.
6. В творчестве композиторов-романтиков в практику вошел VII4/3 с кватрой. В этом созвучии терцовый тон заменен на побочный звук - кварту.
Кварта является побочным тоном, который расположен выше аккордового тона и вытесняет его.
Побочные тона произошли из неразрешенных задержаний. Они нарушают терцовую структуру аккорда.
Значение побочного тона определяется по отношению к основному.
VII с квартой получил особое распространение в творчестве русских композиторов Римского-Корсакова и Рахманина.
VII с квартой может разрешаться в Т6 и в Т5/3.
Особенность VII7 с обращениями в том, что все виды аккорда звучат одинаково и различаются только по написанию.
На этом свойстве VII7 основывается энгармоническая модуляция, широко применяемая в практике.

3 комментария:

  1. Говно полное и ничего не понятно!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, отличная статья! Искал VII с квартой и нашёл!

      Удалить
    2. Отличная стая. Сжато, понятно,всесторонне

      Удалить